Совершая покупку, человек каждый раз испытывает боль оплаты – дискомфортное ощущение, получившее на Западе название pain of paying. Когда он появляется?
- Если платеж заметен (личная передача денег кассиру).
- Когда платить нужно по срокам (сначала попользовался продуктом, потом платишь).
Примером может получить Uber. Совершая поездку на обычном такси, пассажир наблюдает за счетчиком и с каждым значение чувствует себя дискомфортнее. Плюс, в конце поездки ему нужно платить наличными. В Uber учли это и убрали из машин счетчики, а также факт физической оплаты: клиент платит заранее известную фиксированную сумму, которая автоматически списывается с его карты. Оплата кредиткой действительно уменьшает «боль». Что касается второго пункта, схема «сначала оплата – потом товар» более эффективна.
Если человек попользовался товаром/услугой, и лишь после должен за нее заплатить, «боль» будет намного сильнее, и часть покупателей откажутся расставаться с деньгами. Существует предположение, что человек получает удовольствие от будущей покупки на химическом уровне. Поэтому некоторым магазинам полезно внедрить схему «сначала заплати за товар – после получи его». Человек получит удовольствие от предвкушения и в момент получения товара уже не испытает «боли» - так как расстался с деньгами раньше. Такая схема хорошо работает с продуктами питания или, например, косметикой. А вот магазинам одежды и обуви ее лучше не применять: клиенты хотят заранее померить вещи, и только после платить.